Обоснование актуальности программы. Общество рисков, время глобальных вызовов, период техногенных катастроф и природных аномалий – перечень эпитетов, характеризующих явления динамично изменяющейся окружающей жизни, далеко не оптимистичен. Возможно ли подготовить подрастающее поколение к встрече с трудностями не столько информационно, сколько практически? Какие усилия в этом направлении будут наиболее успешны для растущей личности? Как свидетельствуют материалы социологических опросов детей и подростков, современный ребенок зачастую не готов к преодолению опасностей. Он не знает элементарных правил безопасного поведения на дороге, в школе, во дворе, в местах отдыха. Тем не менее, большинство детей хотели бы оказаться в экстремальной ситуации, чтобы «проверить свои возможности», «ничего не бояться», «показать каков он на самом деле – решительный и отважный» и т.д. Из этих высказываний возникает сложная социально-педагогическая проблема: каким образом предупредить ассоциальное, отклоняющееся поведение ребенка и подростка, продиктованное мотивом «стать Героем» среди сверстников? Решение этой проблемы возможно в условиях объединения усилий детских общественных объединений и настоящих специалистов-профессионалов, способных продемонстрировать эффективные способы выживания в экстремальных и трудных жизненных ситуациях. Такое партнерство продиктовано идеей создания для детей ситуаций «нравственного и социального закаливания», проживание которых позволяет им на собственном опыте сформулировать идеи безопасного поведения, в противовес агрессивному поведению в момент предполагаемой опасности. Для проверки этих условий, отбора ситуаций, поиска партнеров в 2003 году НПЦ СПО-ФДО была начата работа над созданием программы «Мир без опасности».
Цель программы СПО-ФДО «Мир без опасности»: формирование отношения к «миру без опасности» как ценности жизни, создание в детских общественных объединениях – субъектах СПО-ФДО вариативных моделей программы, успешно реализуемых в любых социально-экономических условиях с учетом региональных, природно-климатических условий.
Задачи программы:
- Расширить представления участников детских общественных объединений о многообразии понятия «Мир без опасности».
- Развить у детей и подростков интерес к созданию авторских моделей программы по трем основным направлениям (глобальные опасности человечества, опасности мира детства, личные, внутренние проблемы опасности), ориентировать участников программы к поиску способов их преодоления с учетом опыта партнеров-профессионалов (отрядов, служб спасателей МЧС, работников ГАИ, психологов, спортсменов, военных, сотрудников внутренних дел).
- Продемонстрировать способы обеспечения безопасного поведения детей и подростков в разных сферах жизнедеятельности с помощью ситуаций «нравственного, социального закаливания».
Результаты программы. Выбирая эту программу в качестве ориентира для деятельности детской общественной организации или объединения у ее участников появляется реальная возможность способствовать изменению мира, его улучшению начиная с себя.
Для апробации идей программы с 2003 по 2005 г.г. на базе ВДЦ «Орленок» реализовывались идеи программы «Мир без опасности» в специально разработанных играх «Академия выживания – 555». Более десяти лет эта форма работы эффективно используется в деятельности детской общественной организации г.Воронежа «Молодое поколение за безопасность движения» (руководитель – кандидат педагогических наук Уразов Геннадий Николаевич). Организация создана в августе 1995 года и объединяет 8,5 тысяч детей и подростков от 6 до 16 лет – участников 265 первичных организаций. Целью организации с первого дня создания являлась: охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. С 2000 года организация выпускает ежемесячную детскую газету «Пора в дорогу» (все о дорожном движении, транспорте, личной безопасности).
Соавторы новой программы СПО-ФДО уверены, что слагаемые успеха программы «Мир без опасности», зная которые участники программы могут стать сильнее обстоятельств, наполняющих окружающую жизнь, следующие:
Первое. Почти столетняя практика деятельности детских общественных объединений в России и за рубежом подтверждает жизнеспособность самодеятельных детских общественных объединений, которые формируют особый социально-духовный опыт нового поколения в самостоятельном решении жизненных задач, расширяет возможности социального творчества детей и подростков;
Второе. Деятельность детских общественных объединений в современных динамично меняющихся условиях социальной действительности выступает в виде определенной компенсирующей среды для здоровьесберегающего поведения формирующейся личности ребенка, укрепления его жизнеспособных проявлений поведения в социуме. Общество заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение было здоровым, освоило нормы и ценности, успешно овладело «реквизитом ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли» (Т. Парсонс) законопослушного гражданина, труженика и т.д. Детские общественные объединения создают условия для адаптации и интеграции личности внутри социальных институтов общества (семья, учебные и трудовые коллективы), делают ребенка полноправным участником экономической и культурной жизни в экстремальных условиях, обеспечивая тем самым рост опыта социально одобряемого и ресурсосберегающего поведения;
Третье. Различные программы детских общественных объединений дифференцированно выполняют свои социально-профессиональные, социально-воспитательные и интеграционные функции в процессах развития и социализации личности, формируя познавательные, творческие, организаторские, коммуникативные умения и способности ребенка в конкретных условиях организации совместно-продуктивного общения, совместно-творческой деятельности детей;
Четвертое. Детские общественные объединения ориентированы на развитие социального опыта различных социальных групп детей, влияя на формирование их социально-творческого «Я», посредством реализации познавательных интересов и способностей в условиях специально организуемой, совместно-продуктивной деятельности;
Пятое. В системе социальных институтов общества детские общественные объединения имеют общие цели – реализовать разнообразные интересы в коллективной деятельности детей и взрослых, заинтересованных в достижении общественно-значимой цели;
Шестое. Социально-педагогические цели детского общественного объединения включают в себя не только частную профилактику безопасного поведения детей и подростков, но и развивают в детской среде образ такой личности, которая обладает творческим уровнем сознания и поведения с позиций социальной и гражданской сопричастности, моральной ответственности за свои слова и поступки и психологически готова к нормативно приемлемому и культурному поведению в современном социуме;
Седьмое. Ведущей идеей программы СПО-ФДО «Мир без опасности» является включение детей разных возрастных групп в мероприятия, акции, подпрограммы, мастер-классы, встречи, другие активные формы обучающе-развивающей деятельности с целью развития персональной жизнедеятельности подрастающего человека.
В содержание программы СПО-ФДО «Мир без опасности» входит: интеллектуальная, коммуникативная деятельность участников, волевая и психологическая подготовка.
Интеллектуальная деятельность включает в себя овладение участниками познавательно-образовательными технологиями с учетом осмысления законов поведения личности в условиях опасных техногенных и экологических ситуаций: формирует опыт решения специфических проблем безопасности в обществе риска.
Коммуникативная деятельность включает в себя овладение корректирующими установками на определенный стиль общения, учит детей взаимодействовать и поддерживать друг друга в трудных и опасных ситуациях.
Волевая подготовка формирует умения преодолевать препятствия в экстремальных ситуациях и проявлять волевое усилие.
Психологическая подготовка формирует готовность к преодолению опасных экстремальных ситуаций.
Таким образом, значимость программы «Мир без опасности» заключается в том, что она влияет на развитие ресурсов жизнеспособности личности. Жизнеспособность личности представляет собой характеристику человека в проявлениях его поведения и отношений в социуме, прежде всего отношению к себе самому - своему здоровью, своим способностям, познавательно-творческим ресурсам и способам индивидуального распоряжения ими (овладение самодисциплиной, самомобилизацией своего поведения в экстремальных ситуациях, формирование самоотношения).
Развитие ресурсов жизнеспособности у детей и подростков зависит от практического состояния социально-образовательной среды, в которой реализуются цели многочисленных партнеров программы СПО-ФДО «Мир без опасности».
Авторы программы уверены, что в отличие от уже имеющихся программ, ориентированных на информирование или же обучение детей безопасному поведению, программа «Мир без опасности» позволяет детским общественным объединениям найти партнеров для реализации общественно-значимых подпрограмм, авторами которых являются дети и подростки. Таких подпрограмм, идей, тематических дней, конкурсов апробировано несколько. Перечислим несколько из них:
- Подпрограмма «Мы – за информационную безопасность», в ходе которой участники знакомятся с технологиями информационных агентств, обсуждают проблему объективности и достоверности информации, деятельности детской самодеятельной прессы как средства информационной безопасности.
- Подпрограмма «День твоих возможностей». В этот день участники могут познакомиться с самыми разными увлечениями своих сверстников и попробовать свои силы и возможности в различных формах досуга.
- Подпрограмма «Если я люблю, значит я защищен». Воплощение этой идеи поможет подросткам разобраться в трудностях общения, позволит участникам обсудить самые острые проблемы, которые волнуют каждого.
- Подпрограмма «Мир безопасности в тебе» раскрывает секреты здорового образа жизни, познакомит с правилами организации программ «Спасибо, нет!», «Мы – за здоровый образ жизни».
- Конкурсы знатоков «правил дорожного движения», игры «Безопасный пешеход», «Учимся плавать» могут привлечь много новых участников программы.
- Идея «Конкурса сочинений «Письмо миру о мире» позволяет участникам раскрыть свои поэтические, творческие возможности, поразмышлять и пофилософствовать о вечных ценностях человечества.
- Подпрограмма «Школа выживания» представляет собой различные ситуации, обсуждая которые участники учатся преодолевать себя и свой страх в момент опасности.
- Акция «Экологический мир без отходов». Цель возможной акции – обратить внимание на проблемы окружающей среды.
- Подпрограмма «Безопасное поведение» поможет научиться справиться с трудными жизненными ситуациями, возникающими внезапно.
Все подпрограммы программы «Мир без опасности», по мнению представителей детских общественных объединений – экспертов программы, в период с 2003 по 2005 годы объединяет идея - «мир без опасности – в самом человеке». Создавать и беречь мир в себе – это значит знать и действовать в соответствии с этими знаниями.
За период апробации программы «Мир без опасности», которая проходила на базах детских лагерей «Комсомольский» и «Звездный» ВДЦ «Орленок» ее участниками стали мальчишки и девчонки из детских общественных объединений Республики Башкортостан, Республики Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарской Республики, Удмуртской Республики, Республики Саха (Якутии), Республики Марий-Эл, Волгоградской, Вологодской, Курской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Орловской, Ростовской, Самарской, Томской, Челябинской, Ярославской областей, г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Авторы программы «Мир без опасности» надеются, что участники этих смен станут активом, который поможет в расширении возможностей программы «Мир без опасности» в организациях – субъектах СПО-ФДО. Сделают очень многое для того, чтобы каждый ребенок в трудную минуту смог прийти на помощь другу или же выручить его из беды. Тогда мы уверены, возрастет социальный эффект программы: снизится уровень детского травматизма, будет меньше несчастных случаев при обращении с огнем, станет меньше опасных игр на воде, на проезжей части дорог, возрастет готовность юных граждан к преодолению трудных жизненных ситуаций и количество детей и подростков – участников социально-полезных акций и программ.
Список идей, акций и подпрограмм «Мир без опасности» открыт. Авторы надеются, что их станет больше для того, чтобы дети чувствовали себя защищенными.
Информация для лидеров программы СПО-ФДО «Мир без опасности»
Дорогой друг!
Предлагаем тебе воспользоваться следующими советами, которые помогут сделать реальностью твои идеи в общей программе «Мир без опасности»
-
Избегай опасности, умей отличить опасное от безопасного – учись жить! Помни – безопасное поведение – залог жизненного успеха!
-
Умей действовать в опасных ситуациях, ищи тех людей, которые помогут тебе разобраться в причинах опасностей, с которыми тебе придется столкнуться.
-
Учись преодолевать трудности и жизненные препятствия с оптимизмом. Помни: никогда не бывает так плохо, как мы опасаемся, или так хорошо как мы мечтаем. Будь реалистом!
-
Движение и действие вместо отчаянья. Поделись бедой с тем, кому доверяешь. Не замыкайся в круге одиночества!
-
Будь уверен: когда успех достигнут, необходимо двигаться дальше.
-
Сдаваться всегда слишком рано!
-
Не забудь: ты можешь помочь своим сверстникам преодолеть свой страх.